Кто без крестов, тот не Христов

Один священник как-то сказал мне, что всё-таки неправильно крестить детей во младенчестве. Он считает, что нужно дать им возможность дожить лет до 15-16, чтобы они сами решили, кем им быть — православными, мусульманами, иудеями, католиками… А так, мол, получается, что младенец ничего знать не знает, ведать не ведает, а его покрестили, тем самым обязав жить по заповедям Божиим. Но, значит, и спросится с него по этим заповедям. А почему он должен отвечать, если не просил его крестить, если за него решили другие, по сути, навязали ему веру и образ жизни? С этими вопросами я обратилась к настоятелю храма во имя свт.Иоасафа Белгородского протоиерею Андрею КУДРЯШОВУ.

— У отцов Церкви мы находим прямые указания на необходимость крещения младенцев. «У тебя есть младенец? — вопрошал св.Григорий Богослов (†389). — Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящён будет в младенчестве и с юных ногтей посвящён Духу». Какие могут быть сомнения? Надо крестить. Многие боятся полного погружения — вдруг дитя простудится. Но раньше, бывало, крестили в реке, в озере, а дети росли здоровыми и крепкими. Это ведь вопрос веры. Если мы веруем — Господь всё нам подаёт, а ежели сомневаемся, то по вере своей худой и получаем.

Человек, принимая Крещение от рождения, уже живёт с Церковью, его ведут по жизни Ангелы и святые. А за 15 лет на его пути может быть много искушений, коих ему без Божией помощи не преодолеть. К тому же он может и не дожить до 15 лет… Может заболеть, погибнуть. Так что? не молиться за него, так и пропал?

А если дожил — выходит, что все эти годы он волен грешить, а потом выбрать веру, креститься и каяться? Если бы все так поступали, давно не было бы уже ни Православной веры, ни Православной Руси. Но мы ведь живём не в мусульманском, иудейском или буддистском государстве… Пусть наши дети с пелёнок принимают Таинство Крещения. Господь сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мр.10:14). Да, младенец не знает, что это за вера такая — православная, но для этого и существуют крёстные родители, которые несут пред Богом ответственность за крестника.

На каждом человеке есть Божия печать

— У меня такое чувство, что даже если человек оказался по какой-то причине некрещёным — всякое в жизни бывает, — Гос-подь всё равно его оберегает, иначе бы мы все погибли уже. Вот я крестилась в 33 года, но сейчас, анализируя прожитую жизнь, вижу, как Господь хранил меня все эти годы. А кто ж ещё?

— Конечно. Господь всех нас видит, любит и ведёт по жизни. На каждом человеке есть печать, которую на него Отец Небесный положил. Но без Крещения у человека нет небесного святого покровителя, благодати Святаго Духа нет, ибо она даётся только при совершении Таинства Крещения.

— Многие люди старшего и среднего поколения приходили в храм после того, как на них обрушивались горе-несчастье, болезни, т.е. через скорби. Их вера — выстраданная! А детей своих они ведут в храм Божий младенцами. Поэтому дети верят, как дышат, у них не возникает вопроса: «А есть ли Бог на самом деле?» Знают, что есть. Так какая вера крепче, глубже, если можно так ставить вопрос, — выстраданная или с младенчества усвоенная?

— Выстраданная вера — это хорошо, через страдания и болезни наша душа очищается. Но ведь не зря же мы крестим детей на сороковой день после рождения. Для ребёнка, воспитанного в православной среде, законы Божии и церковный круг богослужения — нечто родное, он живёт этим, благодаря этому предохраняется от всех искушений, которым подвергаются люди, живущие без Бога. И мне жалко неверующих — они не видят той радости, которой наполнена жизнь людей воцерковлённых. Ну как можно жить без Великого поста, без Рождества Христова, без Пасхальной радости?

Даже во время советских гонений люди приходили в церкви. Пусть только на Пасху, но приходили! Это душа тянула, звала их в храм, тоскуя без Отца своего Небесного. Вот прп.Серафим Саровский всех встречал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!» Эту радость всегда, а не только на Пасху, носил он в своём сердце. Пусть Господь даст неверующим возможность прийти в храм.

ЧЕЛОВЕК ПРЕДПОЛАГАЕТ, А БОГ РАСПОЛАГАЕТ

Многие отмахиваются: «Вот придёт старость, тогда буду ходить в церковь, и каяться, и грехи замаливать. А сейчас поживу ещё». Но дарует ли Господь эту старость-то? Отпустит ли время на покаяние? Народная мудрость предупреждает: «Человек предполагает, а Бог располагает». Не раз слышал, как люди говорят: «Поеду туда-то, сделаю то-то». И ничего не получалось. Почему? Потому, что своей самостью мы пытаемся диктовать Богу свою волю, а Господь за самонадеянность ставит нас на место. Надо говорить: «Сделаю то-то и то-то, если будет на то Господня воля».

Жалко людей, приходящих в храм уже в преклонном возрасте. Они много потеряли, много упустили. А наверстать не хватает сил и времени. Потому что разум наш в течение жизни занят суетой.

— Иные оправдываются пословицей: «Не согрешишь — не покаешься»

— Увы, мы настолько привыкаем к своим грехам, что они становятся чем-то родным для нас. Подчас без того или иного греха мы свою жизнь уже и не представляем. Если бы люди хотя бы каялись, но многие грешат и не каются и их души постепенно умирают. И без Церкви, без веры это не остановить.

«ГОСПОДИ, УМНОЖЬ В НАС ВЕРУ…»

— Мне кажется, что согрешивший человек, если даже не ходит в церковь и не кается, всё равно знает, что поступил плохо — солгал, украл… Это он перед людьми может обелять себя, но в глубине-то души знает, что он вор, негодяй. Не может не знать…

— Вы забываете про гордыню. Не каждый сам себе скажет, что он дурак или негодяй и признает свою вину. А когда мы живём с Церковью, по Законам Божиим, то… пускай оступились, ошиблись, но если исповедуемся и слёзно каемся — грехи отступают.

Многие поступки мы совершаем, даже не задумываясь, худо это или хорошо. Но бывает так, что делаем что-то, а нас сомнение грызёт: делать или нет? Это и есть Божие предостережение: сомневаешься — подожди, подумай, значит, что-то не так делаешь. Но всегда ли мы слышим, а если слышим — слушаемся ли этого Голоса? Нет, мы идём, как танк, напролом, и будь что будет.

— По этому поводу один батюшка как-то сказал мне: «Если есть сомнение — задумайся: а Иисус Христос сделал бы так, сказал бы это или нет? И если поймёшь, что Христос никогда бы так не поступил, не делай этого и не говори». Всё просто.

— Не просто. Вот апостолы общались со Христом, своими глазами видели чудеса, которые Он творил, и тем не менее просили Его: «Умножь в нас веру» (Лк.17:5). Так то были апостолы! А что такое мы, современные грешные люди?! Мы все хотим чуда: вот дай нам чудо, и тогда мы пойдём в храм и будем веровать. А чудеса, кстати, на каждом шагу, просто надо уметь их видеть. Но мы проходим мимо, потому что наша душа слепа, дела суетливы.

— А у вас в жизни было нечто, что привело вас к вере, к Богу?

— Так я вырос в семье священника: папа — протоиерей Александр Кудряшов, шесть сестёр — матушки, брат — о.Павел — служит в соборе Измайловском, двое младших Сергиев тоже служат. У отца 21 внук — и все при храмах. И себя я вне Церкви не представлял. Я с детства в алтаре прислуживал. Так же и мои дети. Первый раз я взял в храм сына Тимофея на Пасхальную службу, когда ему три годика минуло. И пускай он проспал почти всё богослужение в алтаре — устал малец, — но я удивился, когда, читая Трисвятое, увидел, что он спит и во сне крестится. Это было настолько умилительно! Значит, душа его всё видела и понимала.

Поэтому я не устаю повторять: «Не уводите детей из церкви, как бы плохо они ни вели себя. Здесь они очищаются». И чем больше детей в храме — тем лучше, ведь когда нас не станет, они заполнят Дома Божии. А придёт время, и Господь спросит: почему ты не крестил своё дитя, не привёл его в храм, не сохранил его веру? Наш мир настолько развращён, что без помощи Божией удержать детей от грехов немыслимо. Ныне грехи, бывшие для нас страшными, считаются пустячными: малышам по шесть лет, а они уже матерятся, курят. Вседозволенность — страшная вещь. И помочь нам, несчастным, может только Церковь и вера.

Адрес: 194362, СПб, Парголово, ул.Ленина, 6. Тел.513-88-52.

Ирина РУБЦОВА

(интервью для газеты «Православный Санк-Петербург»)

Из раздела Священнослужители

Обсуждение закрыто.